УБИЙСТВО

----картинка линии разделения----

 

Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду, кто же скажет брату своему: «ракá», подлежит синедриону, а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной. 

Иисус Христос (Спаситель)

 

 ----картинка линии разделения----

 

iisus hristos

Иисус Христос (Спаситель)

----картинка линии разделения----

Всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду

Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду, кто же скажет брату своему: «ракá», подлежит синедриону, а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной. Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу, истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта (Мф.5:21-26). 

 

----картинка линии разделения----

 

Апостол Матфей

Апостол Матфей

----картинка линии разделения----

Все, взявшие меч, мечом погибнут

Тогда подошли и возложили руки на Иисуса, и взяли Его. И вот, один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлек меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсек ему ухо. Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут (Мф.26:50-52).

 

----картинка линии разделения----

 

Апостол Иоанн Богослов

Апостол Иоанн Богослов 

---картинка линии разделения---

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца, а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей (1Ин.3:15).

 

----картинка линии разделения----

  

Святитель Василий Великий

Святитель Василий Великий

---картинка линии разделения---

Кто нанес ближнему смертный удар, тот убийца, сам ли он начал бить, или мстил

Кто в раздражении на жену свою употребил в дело топор — тот убийца.

Непроизвольное... дело убийство, если кто, желая вразумить, бьет кого ремнем или нетвердой палкой, и битый умирает; потому что здесь берется во внимание намерение а именно, желание исправить согрешившего, а не умертвить.

Если кто составил хитрое снадобье с другою какою-нибудь целью, и умертвил им человека, такой поступок признаем произвольным убийством.

Убийств на войне отцы наши не вменяли в убийства, мне кажется, из снисхождения к защитникам целомудрия и благочестия. Но, может быть, не худо посоветовать, чтобы нечистые руки в продолжение трех лет удерживались от одного приобщения <причащения>.

 

----картинка линии разделения----

 

 Святитель Григорий Богослов

Святитель Григорий Богослов

---картинка линии разделения---

Убийство бывает двоякое — или тела, или образа Божия, а в том и другом случае разрушается вожделенная гармония.

 

----картинка линии разделения----

 

Святитель Иоанн Златоуст

Святитель Иоанн Златоуст 

----картинка линии разделения----

Корень убийства есть гнев

Поэтому кто исторгает корень, тот, без сомнения, будет отсекать и ветви или, лучше, он не даст им и возникнуть. Хочешь быть дальше от убийств? Бегай ругательств. 

 

----картинка линии разделения----

 

Преподобный Ефрем Сирин

Преподобный Ефрем Сирин

----картинка линии разделения----

Человекоубийство вдруг не происходит

Ежели любы есть Бог (1Ин. 4:16) и что сделано без любви, то не благоугодно Ему, то как же Бог приимет молитву или дары... от убийцы, если он не покается прежде, как должно? Но без сомнения скажешь: «Я не убийца». А я докажу тебе, что ты убийца; лучше же сказать, Иоанн Богослов пусть обличит тебя, говоря: всяк ненавидяй брата своего человекоубийца есть (1 Ин. 3:15).

Человекоубийство вдруг не происходит, но ему предшествует зложелательство, так как враг не может совершить дела без своего оружия.

 

----картинка линии разделения----

  

Священномученик Киприан Карфагенский

Священномученик Киприан Карфагенский

---картинка линии разделения---

Человекоубийца не может, ни достигнуть Царства Небесного, ни жить с Богом.

 

----картинка линии разделения----

  

Святитель Григорий Палама

Святитель Григорий Палама

---картинка линии разделения---

Не убий

Не убий (Исх. 20:13), чтобы не лишиться сыновства Тому, Кто и мертвых животворит, и не стать делами своими сыном исконного человекоубийцы. Поскольку же, убийство происходит от ударов, удары от поношения и брани, эти от гнева, а гнев от причиняемого нам другими ущерба и вреда, или от удара, или от поношения, то от вземлющаго ти ризу и срачицу не возбрани, сказал Христос (Лк. 6:29), ударившему не отплачивай ударом, и поносящему — поношением. Ибо, таким образом, и себя самого, и озлобляющего тебя избавишь ты от греха убийства. Ты получишь прощение, в чем погрешил перед Богом, ибо говорится: отпущайте, и отпустят вам (Лк. 6:37), а злословивший о тебе и зло тебе сделавший приимет наказание — муку вечную, ибо кто речет брату своему: уроде, повииен есть геенне огненней (Мф. 5:22), сказал Христос. Итак, если сможешь с корнем исторгнуть зло и в душу вселить блаженную кротость, воздай славу Христу, наставнику и содетелю добродетелей, без Коего, как научены, не можем мы сделать ничего хорошего. Если же не можешь пребыть безгневным, укори себя, когда прогневаешься, и покайся перед Богом и перед тем, кто услышал от тебя или пострадал что злое. Ибо кто в начатках греха раскаивается, тот не дойдет до конца его, и кто о малых грехах не болезнует, тот через них впадет и в великие (Сир. 19:1). 

 

----картинка линии разделения----

 

 Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

---картинка линии разделения---

Ужаснейшее преступление — убийство

Ужасное преступление — обижать, притеснять ближних; ужаснейшее преступление — убийство. Но кто ненавидит своего гонителя, клеветника, предателя, убийцу, памятозлобствует на них, мстит им, того грех очень близок к их греху. Всуе себе и другим представляется он праведником. Всяк ненавидяй брата своего, человекоубийца есть (1Ин.3:15), возвестил возлюбленный ученик Христов.

 

----картинка линии разделения----

 

 a36

Преподобный Иоанн Кронштадский

ht

Не убий

Убивают между прочим и врачи от неведения своего болезни больного, прописывая ему вредные лекарства. Убивают и те, которые не хотят лечиться или лечить больного, коему необходима помощь врача. Убивают те, которые раздражают больного, для которого раздражение гибельно, например подверженного чахотке, и тем ускоряют его смерть. Убивают те, которые не подают в скором времени, по скупости или по другой недоброй причине, врачебного пособия больному и хлеба голодному.

 

----картинка линии разделения----

 

Архимандрит Никифор

К убийству относятся также все дела и слова, противные любви к ближнему

Убийство (Исх. 20:13) — грех запрещаемый шестою заповедью закона Божия и состоит в отнятии жизни у ближнего каким бы то ни было образом. Но не всякое отнятие жизни есть законопреступное убийство, и именно в следующих случаях: а) когда преступника наказывают смертью по правосудию; б) когда убивают неприятеля на войне за государя и отечество. Есть невольные убийцы, которые убивают нечаянно и без намерения, О таковых должно думать, что они не могут почитаться невинными, если не употребили надлежащих предосторожностей против нечаянности, и во всяком случае имеют нужду в очищении совести, по установлению Церкви.

Кроме непосредственного убийства, каким бы то ни было образом, к сему преступлению относиться могут следующие подобные случаи: 1) Когда судья осуждает подсудимого, которого невинность ему известна; 2) когда кто укрывает или освобождает убийцу, и тем подает ему случай к новым убийствам; 3) когда кто мог бы избавить ближнего от смерти, но не избавляет, как например, если богатый допускает бедного умереть с голода; 4) когда кто превышающими силы тягостями и жестокими наказаниями изнуряет подчиненных и тем ускоряет их смерть; 5) когда кто невоздержанием и другими пороками сокращает собственную жизнь.

Самоубийство, когда люди лишают жизни самих себя, есть самое законопреступное из убийств. Ибо если противно природе убить другого подобного нам человека, то еще больше противно природе убить самого себя. Жизнь наша не принадлежит нам как собственность, но Богу, который дал ее.

Иные для решения своих частных распрей прибегают к так называемым поединкам. Разрешать частные распри есть дело правительства, вместо же того поединщик своевольно решается на такое дело, в котором предстоит явная смерть и ему и сопернику, и таким образом в поединке заключаются три ужасные преступления: мятеж против правительства, убийство и самоубийство.

Кроме телесного убийства есть еще убийство духовное. Род духовного убийства есть соблазн, когда кто совращает ближнего в неверие или в беззакония, и тем подвергает душу его смерти духовной. Спаситель говорит: "кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня: тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею, и потопили его в глубине морской" (Мф. 18:6).

К убийству в некоторой степени относятся также все дела и слова, противные любви к ближнему, несправедливо нарушающие его спокойствие и безопасность, и наконец внутренняя ненависть против него, хотя бы она и не обнаруживалась. "Всякий ненавидящий брата своего есть человекоубийца", говорит св. Иоанн Богослов (1Ин. 3:15).

Если запрещается вредить жизни ближнего, то тем самым повелевается, сколько можно, беречь жизнь и благосостояние ближнего, и в частности: 1) помогать бедным, 2) служить больным, 3) утешать печальных, 4) облегчать состояние несчастных, 5) со всеми обходиться кротко, любовно и назидательно, 6) примириться с гневающими, 7) прощать обиды и благотворить врагам.

 

----картинка линии разделения----

 

Зачем ты убил меня?

Авва Савватий говорил: «Когда я жил в лавре аввы Фирмина, пришел разбойник к авве Зосиме и стал просить: «Окажи мне милость, ради Бога! Я совершил много убийств... Сделай меня иноком, чтобы я мог отстать от злых дел». Старец, наставив его, облек в ангельский чин. Через некоторое время старец сказал ему: «Поверь мне, чадо, тебе нельзя оставаться здесь, если начальник узнает о тебе, возьмет тебя. Послушайся меня, и я отведу тебя в другую киновию, подальше отсюда». Так и сделали.Девять лет прожил он на новом месте. Но вот он снова приходит в монастырь к авве Фирмину и говорит: «Отче, сделай милость — возврати мне мирские одежды и возьми обратно иноческие». «Зачем же, чадо?» — спросил опечаленный старец. «Вот уже девять лет, как тебе хорошо известно, я провел в монастыре, постился, сколько было сил, воздерживался и жил в послушании, в безмолвии и страхе Божием, и я хорошо знаю, что благодать Божия простила мне многие злодеяния мои... Но вот я ежедневно вижу перед очами мальчика, говорящего мне: «Зачем ты убил меня?» Я вижу его и во сне, и в церкви, и в трапезной и слышу голос его, и нет у меня ни одного часа спокойствия... Вот почему, отче, я хочу идти, чтобы умереть за мальчика... Совсем напрасно я убил его»... Взяв свою одежду и надев ее, он ушел из лавры и прибыл в Диосполис, где был схвачен и на другой день обезглавлен».

Ты убил не человека, а зверя

Однажды варвары напали на Скит, где жил авва Даниил и пленили его. Он пробыл в плену у них два года. Некий христолюбец выкупил старца. Через некоторое время варвары опять взяли в плен авву, а через шесть месяцев он бежал. В третий раз варвары пришли и опять взяли его в плен. Как-то, улучив момент, авва взял камень и ударил варвара. Тот от удара умер, а авва Даниил бежал. Прошло время, и он стал скорбеть об убийстве. Авва исповедал свой грех епископу Тимофею, но тот сказал, что лучше было бы положиться на Бога: «Избавив тебя дважды, избавил бы и третий, впрочем, ты убил не человека, а зверя. Иди и молись». Но авва не удовлетворился этим. Приехав в Рим, поведал все Папе, но получил такой же ответ. Тогда он дал обещание взять прокаженного и служить ему всю свою жизнь. Никто из скитских не знал, что у аввы в келье прокаженный. Но однажды, по Божиему усмотрению, авва пригласил на ужин ученика, а дверь во внутреннюю келью не затворил. Ученик вошел и увидел, что у прокаженного сгнили руки и ноги, жевать он не мог, потому что сгнил рот, и старец вкладывал ему пищу. Увидев такой подвиг, ученик прославил Бога.

Евергетин. Из Отечника

Как-то братья окружили авву Моисея, который говорил им: 

- Сегодня в Скит придут варвары, вставайте и уходите отсюда. 

- А ты разве не уходишь, авва? - спросили они. 

- Я уже столько лет жду этого дня, дабы исполнилось слово моего Владыки, который сказал: «Все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф 26:52). 

- Мы тоже не уйдем, - воскликнули они, - и погибнем вместе с тобой. 

- Мне до этого нет никакого дела. Пусть каждый сам решает, где ему быть. 

Братьев было семеро. Вдруг он сказал: 

- Вот, варвары подошли к воротам. Братья вместе со старцем вышли из монастыря. Их убили. Но один из них спрятался за воротами и увидел, как семь венцов спускаются с неба и увенчивают мучеников. 

 

 ----картинка линии разделения----

 

Инок Никодим

----картинка линии разделения----

Можно ли убивать грабителей с точки зрения закона Божия?

Не так давно в Татарстане (Россия) произошел реальный случай, когда хозяин дома убил людей напавших на его дом с целью ограбления, и избежал тюремного наказания. Однако, через несколько лет сам был убит недалеко от своего дома. Этот случай широко освещался в СМИ с описанием того, что произошло в действительности. А случилось следующее. Трое воров, взломав дверь, ворвались в дом предпринимателя с целью ограбления. В доме оказались домочадцы, включая и самого хозяина. Напавшие всех связали и принялись грабить имущество, которое находилось в доме. Хозяину каким то образом удалось освободиться от веревок и, забежав на кухню и схватив нож, он набросился на грабителей. Двоих из них он убил, а третий смог убежать.

 

МОЖНО ЛИ УБИВАТЬ ГРАБИТЕЛЕЙ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЗАКОНА БОЖИЯ?

 

Казалось бы дело правое, хозяин дома дал достойный отпор, превышения самообороны не было и судья в его действиях не нашел состава преступления, и уголовное дело возбуждено небыло. Убийцу невезучих воров потаскали на допросы, с тем и отпустили. Но в этом (2020 г.) опять появилась статья в СМИ с сообщением о том, что того человека, который успешно защитил свой дом от грабителей, лишив жизни двоих из них, самого убили из огнестрельного оружия.

Был ли прав тот человек, который, защищая свой дом, убил нападавших? С точки зрения мирского закона: да, имел право на самооборону себя, близких и имущества. С точки зрения закона Божия - не все так однозначно. Почему? - спросит читатель, ведь на него и его семью напали и он имел право защищаться. Да так, но не совсем. Потому что в законе мирском имущество и прочие материальные ценности имеют большое значение и часто ценятся наравне с человеческой жизнью и даже выше нее. При советской власти легко "ставили к стенке", т.е. расстреливали людей, которые воровали что-либо у государства (за колосок - пуля в висок, это было при Сталине). С точки зрения закона Божия земные вещи, включая и человеческое тело, всего лишь прах земной. Помните проклятие Адама, когда он преслушанием заповеди Отца Небесного, вкусил плодов от запретного древа.

...Не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься (Быт.3:11,18,19).

А теперь вернемся к нашему случаю. Если бы грабители пришли в тот дом с целью убить людей находящихся в нем и, таким образом завладеть их имуществом, то они бы это и сделали. Но отнимать жизни в их план не входило, а только отобрать материальные ценности, почему ограничились только тем, что связали жертв ограбления. И хозяин дома знал о том, что убивать ни его, ни его домочадцев никто не собирается, а только грабить. Однако же, освободившись от пут, он схватил орудие убийства - нож и лишил двоих из них жизни. А теперь давайте рассмотрим произошедшее с точки зрения закона Божия. Вот некоторые цитаты:

Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф.6:19-21).

Говорю же вам, друзьям Моим: не бойтесь убивающих тело, и затем неспособных ничего больше сделать. Но укажу вам, кого бояться. Бойтесь того, кто по убиении имеет власть ввергнуть в геенну. Да, говорю вам: его бойтесь (Лк.12:4,5).

Ибо все, взявшие меч, мечом погибнут (Мф.26,52).

Отче! прости им, ибо не знают, что делают (Лк.23,34).

А теперь посчитайте сколько Божиих заповедей нарушил "справедливый" убийца. Поэтому и конец его жизни закономерный и печальный.

В описанной нами истории видим, что с точки зрения мирского суда превышения допустимой самообороны не было, а с точки зрения Суда Божия было. Потому что, если пришли взять и унести только (тленные) вещи, а не твою (бесценную) жизнь или твоих близких, то отнятие за вещи жизни у грабителей, является неравноценным. Ибо жизнь человека, которого Бог произвел на свет, судьбу которого Он Один только ведает и определяет, что кому полезно претерпеть на земле для спасения души в Вечности. И грабители и убийцы, бывали в истории случаи, что каялись в своих злых делах, становились "на путь истинный", тем и спасались, а некоторые из них, например предводитель бандитской шайки Моисей Мурин, покаявшись и став монахом, впоследствии возрос до святого старца (аввы).

И, скорее всего, грабительство дома предпринимателя, (у которого было что взять, иначе напавшие не стали бы рисковать), было попущено Промыслом Божиим за то, что сам хозяин добыл свое богатство, мягко говоря, не совсем честным способом и грабительство его дома было попущено с целью его вразумления и смирения, однако, он не понял этого, за что поплатился лишившись жизни, нарушив ненарушимый закон Божиего Домостроительства.

Убить врага на войне, который пришел с оружием в руках захватывать твою страну и убивать твоих родных и лишить жизни воров (грабителей) вещей - это не одно и тоже. В первом случае убийство с целью защиты Отечества и ближних допускается законом Божиим, а во втором нет.

В древнем Патерике описываются немало случаев, когда грабителям имущества монахов отшельников, сами хозяева келий помогали это делать, погружая свое жалкие вещи на их воровские телеги. И верно, потому как знали, что все земное и тленное по сравнению с вечной жизнью, обещанной Богом за веру и верность, лишь прах земной и никогда не цеплялись за него: говоря "Бог дал, Бог взял" и всегда пребывали в Духе (Святом) Любви Божией, выше и ценнее Которой нет ничего ни в сем ни в будущем веке.

Статья в которой описывается вышеизложенный случай, опубликована здесь: В Татарстане застрелен бизнесмен, убивший грабителей в своем доме

 

  ----картинка линии разделения----